четверг, 11 августа 2011 г.

Урок 16. Самые необходимые знания о бухгалтерии



Следующая программа, о разработке которой я хочу повести речь, предназначена для ведения учета домашних финансов. Я назвал ее "Расходы". Это не вполне бухгалтерская программа, хотя, уверен, что с ее помощью можно вести бухгалтерию небольшого предприятия, поскольку она использует основные принципы бухгалтерского учета. Принципы эти и просты и сложны. Но ознакомиться с ними нужно, иначе, многое в работе программы будет не понятно. Вот об этом очень коротко я и хотел бы поговорить в этом уроке.
Когда итальянский математик Лука Пачоли 500 лет назад  в  Трактате о счетах и записях систематизировал и изложил принцип двойной записи, вряд ли он подозревал, какой мощный инструмент для ведения бухгалтерского учета он оставил последующим поколениям.
Несколько основных терминов.
Не утруждая себя особо, цитирую Википедию:
"Бухгалтерский счёт представляет собой учётную позицию в бухгалтерском учёте, предназначенную для постоянного учёта в денежном выражении движения каждой однородной группы принадлежащих хозяйствующему субъекту средств и источников их образования методом двойной записи (по дебету и кредиту) в проводках."
Ой, уже, наверное, напугал. Не бойтесь, не так все страшно... Продолжаю цитирование:
"В зависимости от объекта учёта счета разделяются на активныепассивные и активно-пассивные.
По степени детализации учёта счета подразделяются на синтетическиесубсчетааналитические.
В зависимости от участия сальдо по счёту в формировании бухгалтерского баланса счета разделяются на балансовыеи забалансовые.
Для каждой группы средств и источников этих средств используется отдельный счёт, где отражается остаток (сальдо) данной группы на начало учётного периода и все изменения, вызванные произведёнными хозяйственными операциями. Каждый счёт имеет две стороны: дебет и кредит. Сумма всех операций, отражённых по дебету счёта, называется дебетовым оборотом; сумма всех операций, отражённых по кредиту, — кредитовым оборотом. Результат соизмерения дебетовых и кредитовых оборотов определяется как остаток (сальдо) по счёту.
Систематизированный перечень бухгалтерских счетов содержится в плане счетов."
Те из Вас, дорогие мои читатели и подписчики, кто более любознателен, сейчас же отправятся на поиски хорошей литературы и узнают из нее много полезного, например: что учет в нашей стране ведется в рублях и копейках (это я к тому, чт оплох тот программист, который не умеет округлять до двух знаков после запятой). Другие - поступят и окончат курсы бухгалтерского учета, потом пару лет поработают простыми бухгалтерами, наберутся опыта, и, если повезет, займут место главбуха в какой-нибудь небольшой фирме. Для полноты ощущений лучше, чтобы эта фирма была производственной, а не торговой и имела активы в виде вложений в ценные бумаги и иногда поигрывала ими на рынке. Это путь долгий. Те из Вас, кто захочет изучить эти вопросы глубже, могут делать это, пытаясь совместить оба пути. "Это возможно", - говорю я Вам, оглядываясь на собственную жизнь. А мы пойдем другой дорогой - более короткой.
Для нас, как для программистов, понятие счета сводится вот к такому короткому:
Счет - это некий признак.
Каждая сумма в учете сопровождается двумя такими признаками. Один называется "счет дебета" или "дебет", второй - "счет кредита" или просто "кредит".
Запись, содержащая сумму и пару признаков (дебет и кредит), называется проводкой.
Хозяйственная операция отражается одной проводкой и более (двумя, тремя...)
Отчетный период - интервал времени между двумя датами: датой начала отчетного периода и датой окончания отчетного периода.
Остаток (сальдо) по счету на дату окончания отчетного периода подсчитывается по следующей формуле (посмотрите еще раз конец  цитаты):
S=ОстНачД - ОстНачК + ОбД - ОбК, где
S - сальдо,
ОстНачД - остаток на начало отчетного периода по дебету счета,
ОстНачК - остаток на начало отчетного периода по кредиту счета,
ОбД - сумма, соответствующая обороту по дебету счета за отчетный период,
ОбК - сумма, соответствующая обороту по кредиту счета за отчетный период.
Если S больше или равно нулю, то:
ОстКонД = S
ОстКонК = 0,
т.е. остаток на конец отчетного периода по дебету счета принимается равным вычисленной сумме, а остаток на конец отчетного периода по кредиту счета принимается равным нулю.
Если же S < 0 (меньше нуля), то
ОстКонД = 0
ОстКонК = |S|,
т.е. остаток на конец отчетного периода по дебету счета принимается равным нулю, а остаток на конец отчетного периода по кредиту счета принимается равным модулю вычисленной суммы (другими словами - без знака минус).
Добавить к этому, собственно, больше нечего. На этой формуле построены все бухгалтерские программы. Этим воспользуемся и мы для написания программы "Расходы".
Два упрощения оговорю сразу:
1. Мы не будем стараться научить программу вести учет на забалансовых счетах.
2. Мы не будем заморачиваться с введением аналитических счетов.


Что же нас ожидает в последующей серии уроков?
Надеюсь, что научу Вас:
  • Подключаться к базам данных и работать с ними.
  • Использовать графические возможности среды разработки для иллюстрации полученных данных.
  • Использовать редактор отчетных форм для получения простых и сложных отчетов.
  • Создавать и настраивать контекстно-зависимую справочную систему.
  • Создавать, отлаживать и использовать в своем творчестве собственные компоненты.
  • Создавать полноценный инсталлятор для Ваших программ.
  • Создавать и использовать много языковую поддержку интерфейса программы.
  • что-то еще, о чем так сходу вспомнить не могу :-)
PS Любой учебник по бухучету избавит Вас от заблуждения, что учет нужен для того, чтобы знать сколько чего имеется на предприятии. Учет нужен для того, чтобы знать сколько чего имеется и где все это есть (на каком складе, у какого ответственного лица и т.п.). Не следует забывать об этом, приступая к написанию бухгалтерской программы.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.